Подготовил материал Станислав Григорьев.
За каждым архитектурным памятником стоит огромный труд по его проектированию, строительству, реконструкции, содержанию. Здания безмолвны, но они могут «рассказать» свою историю через отдельные элементы, формы или линии. Этот «язык» зданиям дает архитектор.
Количество уникальных, ценных, неповторимых элементов городской среды в Санкт-Петербурге необычайно велико и над каждым из них трудились сотни людей, возглавляемых архитектором.
Зодчие — немцы по происхождению сыграли, наряду с итальянцами, большую роль в истории русской столицы на берегах Невы. Если поначалу они приезжали сюда из Германии (Шлютер, Шедель, Браунштейн), то со временем, когда немецкая колония сильно выросла, Санкт-Петербург стал для них родным городом, где с начала и до конца протекали вся их жизнь и творчество.
Будущий архитектор Александр Вист родился 10 (21) мая 1722 г. в Петербурге, в семье Франца Виста (одного из секретарей князя Александра Меншикова) и его жены Маргариты.
В отсутствие сформированной архитектурной школы единственным доступным методом обучения была работа в мастерских, молодое поколение училось у опытных наставников, перенимая приемы и подходы. В каждой мастерской было множество сотрудников, каждый из которых выполнял свои обязанности. Ученики выполняли самую простую работу и наблюдали за работой старших.
Обучение Виста началось в мастерской немецкого архитектор Бланка. После Вист перешел в мастерскую Земцова, а еще спустя год к Трезини. Таким образом ему удалось за первые годы обучения получить теоретические навыки работы с архитектурными объектами у Бланка и практические у Земцова и Трезини.
В мае 1743 г. Вист выехал в Италию в образовательную поездку для совершенного в архитектуре обучения теории и практике, где обучался до 1751 года.
После столь долгого обучения в Италии и образовательной поездки по Европе Вист должен был вернуться в Петербург хорошо подготовленным архитектором.
Поступая на службу, Вист держал профессиональный экзамен у Земцова, Трезини и Шумахера, которые отметили, что он «черчение чертит изрядно».
Этого же мнения был и придворный зодчий Бартоломео Растрелли, который, проэкзаменовав Виста, отметил, что Вист искусен в чертежах и имеет знания в практике.
Творчество архитектора А. Виста
5 марта 1755 г. Вист приступил к работе в ведомстве Правительствующего Сената.
Так как Сенат в те годы размещался в Двенадцати коллегиях, то Висту приходилось постоянно заниматься переделками и перестройками этого исторического здания.
В 1763 г. Сенат переехал с Васильевского острова на другую сторону Невы, в бывший дворец графа С. П. Бестужева-Рюмина (Английская наб., 2-4), приспособленный Вистом для сенатских нужд.
К 1761 — 1762 гг. относится одно из самых известных творений Виста в Петербурге — «Ботный домик» в Петропавловской крепости. Этот небольшой изящный павильон строился как мемориальный музей для ботика царя Петра — «дедушки российского флота». В этом оформлении ощутимо уже приближение классицизма, хотя высокая крыша с переломом и венчающая ее статуя «Навигации» напоминают о петровской архитектуре первой четверти XVIII в.
Любопытный факт о строительстве Ботного дома связан с тем, что после завершения строительства бот не проходил в дверной проем и пришлось разбирать часть стены, чтобы внести его внутрь. Сегодня сам ботик хранится в музее.
Церковная архитектура была главной темой творчества архитектора.
Он участвовал в конкурсе проектов восстановления колокольни и перестройки Петропавловского собора,
вместе с Ринальди строил по его проекту Исаакиевский собор.
Первой церковной постройкой Виста в Петербурге можно считать Вознесенскую церковь на Глухой речке (ныне — канал Грибоедова), которая дала название проспекту, идущему от Адмиралтейства.
Этот объект имеет непростую историю.
Архивные документы говорят, что храм был заложен 4 июня 1755 г. по проекту Виста и возводился ярославскими каменщиками. Но спустя три года после начала строительства рухнула колокольня, что отразилось на дальнейшем ходе строительства.
В XIX в. церковь была частично переделана, а в 1935 г. взорвана.
Одной из доминант Васильевского острова стал Андреевский собор, возведенный архитектором на месте сгоревшего храма, построенного Трезини.
Строительство собора начали в 1764 году.
Проект Виста предполагал возвращение к классическому петербургскому стилю без излишней декоративности и нарочитой пышности.
Во время возведения часть конструкция обрушилась, в аварии обвинили архитектора. Судебное разбирательство показало, что Вист был невиновен и выполнил все расчеты верно, к аварии примело низкое качество кирпича.
Александр Вист работал в период перехода от барокко к классицизму, его блестящее образование и талант позволили ему занять достойное место среди лучших архитекторов своего времени.
Он был многим обязан петровскому барокко в его петербургском варианте, чурался пышности Растрелли и Чевакинского и потому смог легко усвоить принципы раннего классицизма, оставаясь до приезда Кваренги практикующим петербургским зодчим.
Александр Францевич был женат и стал отцом двоих детей – Александра и Логина. Известно, что Логин служил в министерстве Иностранных дел.
Александр Францевич Вист умер в 1794 г.
Автор Станислав Григорьев