Урок 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России

 

Мне очень понравилось, как раскрыта тема нашего урока в статье, которую предоставило сообщество «Клевер — Лаборатория». Прочитайте её, пожалуйста.

Извечный вопрос бытия
С самого начала своей истории (как только человек стал осознавать себя отдельной личностью) люди начали задаваться вопросом: «А каково мое место в том мире, в котором я живу?».
Этот вопрос мы задаем и по сей день. Ответы на него бывают самые разные, однако, если попытаться свести их воедино, можно смело разделить эти ответы на две группы.

Первая группа относится к религии.
Если говорить простым языком, религия — это система ценностей и поведения человека, основанная на вере в существование Бога. 
Согласно религиозным воззрениям, Бог создал весь окружающий мир, управляет им и дает всем земным существам некие правила, по которым они живут. Эти правила традиционно именуются заповедями.

Вторая группа ответов на вопрос о нашем месте во вселенной рассматривает человека и мир отдельно от Бога.
Для нее человек — это автономное и абсолютно свободное существо, самостоятельно строящее свою судьбу. Это существо взаимодействует с себе подобными, а также с остальным окружающим его миром по законам, которые сформировались на протяжении истории человечества и называются нравственностью, или этическими нормами.

Различия между этими двумя группами состоят в том, что религия видит в законах нашего бытия неоспоримый авторитет. Еще бы! Ведь правила нашей жизни были даны нам Богом! Мы не вправе от них отступать, а счастье достигается только тогда, когда человек соблюдает эти самые заповеди. Неверующие же люди считают творцами нравственных законов и хозяевами своей жизни самих себя. А раз эти законы были созданы человеком, то человек же и вправе эти законы корректировать.

Конечно же, все мы живем не в пустом пространстве, и в процессе своей жизни учитываем те закономерности, с которыми сталкиваемся в окружающем нас мире. Но даже в этом случае неверующий человек именно себя осознает последней инстанцией при принятии собственных решений.
На основе этого подхода и возникло явление, которое мы сейчас называем гуманизмом. Это целая система взглядов на мир и на жизнь, она очень распространена в наше время, и поэтому стоит ее рассмотреть более подробно.

«Я живу не просто так»

Истоки гуманизма теряются в глубине веков и, пожалуй, относятся ко времени первых попыток человека собственным разумом осмыслить свое место под солнцем. Уже наши далекие предки не могли смириться с мыслью о том, что они беззащитны перед стихиями природы и, по правде говоря, не в силах изменить условия своей жизни. Им необходимо было как-то объяснить эту беззащитность и либо:
а) признать наличие кого-то, кто был выше них, сильнее них, умнее них, кто устроил этот мир таким вот непостижимым образом;
б) бросить вызов этому миру и признать себя творцами той реальности, в которой они жили.

На фоне изначально трудных условий жизни, в которых находились первые люди, доброе отношение к человеку (с латыни humanus переводится как «человечный») являлось очень важным достижением. Оно говорило о том, что человек — не безликий винтик огромного механизма под названием «природа», а духовное существо, личность, имеющая неизмеримую ценность в сравнении с остальными живыми существами нашей планеты.

Для того времени человеколюбие, на котором позже вырос нынешний гуманизм, было достижением еще и потому, что древнее язычество не возносило человека так высоко, как это делает современная культура. Многие древнегреческие и древнеримские мудрецы понимали, насколько важна для всех нас осмысленность наших поступков.
И поэтому многократно говорили о том, что все люди живут не зря, что они имеют некую высшую цель своего бытия, что их существование определяется не только сугубо биологическими причинами, но и неким высшим обоснованием.
А поскольку человек гораздо ценнее любого животного на Земле, то и поведение свое он должен строить не только по тем принципам, по которым живет мир дикой природы. Иными словами, не просто кушать, спать и размножаться, как это делают остальные животные, а иметь гораздо более широкий круг интересов и деятельности. Так появилась независимая от религии система нравственности, которая обосновывалась не божественным происхождением, а высоким местом человека в мире.

Нравственность нового уровня
Если попытаться обозначить несколькими словами суть нравственности наших предков, то ее можно сформулировать следующим образом: 
«Не делай того, чего не хочешь получить от другого».
И эта логика вполне объяснима. Любая, даже самая малая группа людей, сможет выжить только тогда, когда ее члены, по крайней мере, не пакостят друг другу и не мешают друг другу выполнять свою роль.

Но в I веке нашей эры, во времена расцвета Римской империи, на окраине тогдашнего мира зародилось христианство. Его основатель — Иисус Христос — дал совершенно новые нравственные ориентиры. На протяжении ста лет его учение распространялось по всей Римской империи, а через триста лет стало основой совершенно новой нравственной модели, которая сменила собою древнюю нравственность и породила всю известную нам европейскую культуру. К этой культуре (или семье культур) принадлежит и культура России.

Христианство, как и гуманизм древних мыслителей, очень высоко возносит человека над остальной природой. В глазах христиан человек становится самой большой ценностью в мире, а каждая человеческая жизнь — гораздо дороже всех известных сокровищ. Но, в отличие от мышления наших предков-язычников, христианское учение ценит человека именно потому, что в нем есть нечто, что не принадлежит миру дикой природы. Более того, это самое «нечто» практически невозможно выразить словами, невозможно описать, но, тем не менее, оно существует и, кроме всего прочего, руководит всей нашей жизнью. На научном языке это «нечто» называется личностью.

Древним людям понятие личности было доступно, но в то же время не было развито. Наоборот, ценилась причастность человека к какому-то коллективу, а сам человек всегда рассматривался как некая часть чего-то большого. Сама по себе жизнь людей в те времена ценилась, по большому счету, из практических соображений, из соображений пользы — что полезного мог сделать конкретный член этой группы в ее пользу. После прихода христианства в сознании людей наступил переворот, и ценность человека стала измеряться не той пользой, которую он приносит обществу, а просто фактом его существования: раз ты живешь, значит, ты уже ценен.

Основой такого грандиозного переворота стало христианское учение о том, что человек является Божьим творением. И не простым творением, а самым лучшим, самым желанным и самым любимым. Этому своему творению Бог дал способность, которой нет ни у кого из других живых существ на Земле: способность творить и фантазировать, думать и анализировать. Именно благодаря этой способности мы достигли такого высокого уровня развития.

Конечно, христианство является, прежде всего, религией. Но оно оказало очень сильное влияние на культуру человека, на его деятельность и жизнь. Все, что мы можем видеть сейчас — замечательные картины, скульптуры, прекрасные книги и другие культурные памятники, — во многом обязаны своим появлением именно христианству.

Особенно это касается нравственности. Поскольку христиане верят в то, что их создал Бог, для них чрезвычайно важно быть похожими на своего Создателя.
А что это значит? Для христиан быть похожими на Бога значит творить добро, делать так, чтобы другим вокруг тоже было хорошо, чтобы другие были счастливы не меньше, чем ты сам. А то и больше. Такое понимание жизни было настоящим переворотом в сознании людей. И на этом понимании до сих пор построена вся жизнь общества.

Человечность без человека

Со временем гуманизм оторвался от своих религиозных корней. Примерно с XV века гуманисты перестали связывать свои убеждения с христианской верой. А в наше время гуманное отношение к людям не связано напрямую с тем, верующий ли ты или нет. Однако суть обновленного гуманизма, который пришел в мир после I века, осталась до сих пор той же — мы призваны делать другим как можно больше добра, и этим добром измерять свои поступки. И вовсе не потому, что хотим получить от них что-то в ответ, а потому, что они — такие же люди, как и мы сами.

Гуманизм дал человечеству очень многое. На гуманных началах строятся современные законы, система образования, медицина, пенсионное обеспечение и государственные программы по поддержке самых слабых граждан. На гуманизме, в частности, основано нынешнее бережное отношение к инвалидам, которые достойны такого же уважения, как и остальные люди. На гуманизме основано равенство представителей всех народов, которые одинаково ценны независимо от цвета их кожи, возраста, пола, этнического происхождения.

Мы уже неоднократно говорили о том, что настоящее добро строится не на корыстных началах, а на осознании высокой ценности человека. И это осознание у нас есть благодаря гуманизму. Но кроме бесспорной пользы гуманизм несет в себе и массу рисков, с которыми мы сталкиваемся уже сегодня. Некоторые ученые говорят даже о том, что мы живем в эпоху не гуманизма, а так называемого постгуманизма и даже трансгуманизма («пост» — значит «после», а «транс» — значит «через»). Примеров неправильного гуманизма в наше время можно привести очень много.

Самое главное изменение, которое происходит в общественном сознании постгуманизма, — это отношение к свободе. Для человека свобода всегда была одной из основных ценностей. Люди все время вели отчаянную борьбу за то, чтобы самостоятельно распоряжаться своей судьбой, делать то, что им хочется, как можно меньше покоряться другим людям.

Но в то же время человек прошлых эпох хорошо понимал, что его свобода ограничена. Мы рождаемся на свет мужчинами или женщинами, с определенным цветом волос и кожи, с определенными чертами внешности, характера и способностями. Как правило, все это мы не в силах изменить, а, наоборот, должны принять это и жить с этим. Эти наши данные — как некий дар свыше, который мы призваны развивать и употреблять на благо тех, кто нас окружает.

К сожалению, развитие науки и техники, которое дало человеку очень много новых возможностей, иногда ставит перед нами соблазн расширить нашу зону свободы и изменить базовые вещи. Но эти изменения имеют очень трагическую развязку. Ведь у человека существует некое внутреннее ядро, которое и делает нас всех людьми.

И если мы пытаемся изменить это самое ядро, эти внутренние принципы нашего бытия, то мы непременно получим на выходе совершенно другое существо, которое уже нельзя будет назвать человеком.

Наше совершенствование имеет пределы, равно как и наша свобода, и наша уверенность в своих силах. Об этом нужно помнить постоянно и не переходить за те красные линии, которые изначально были даны в таком прекрасном образе мышления, как гуманизм.