Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

День памяти Ксении Петербургской

6 февраля

Светлый куб с шатром и главкой,   
А под ним старушка спит.
К ней в мороз и в полдень жаркий
Пол Петрополя спешит.

Вот уже без малого три столетия — с 23 октября 1738 года — в самом центре Васильевского острова, омываемые с севера речкой Смоленкой, раскинулись полсотни гектаров Смоленского православного кладбища.
Последнее — место упокоения десятков, если не сотен, выдающихся петербуржцев и прочих человеколюдей.
Наличие церквей или часовен на этом кладбище в то время не предполагалось: отпевания производились в приходских и домовых церквях.
В настоящее время на территории кладбища одна церковь — Смоленской иконы Божией Матери и две часовни — Троицы Живоначальной (построена в память снесенной большевиками в 1932 году церкви с аналогичным освящением) и Святой Ксении Блаженной (или Ксении Петербургской).
К сакралам Смоленского кладбища ещё относится церковь Воскресения Христова, но последняя возведена не на территории погоста, а на Камской улице, у северо-восточного угла некрополя.

И если все три упомянутых храма — Смоленский, Троицкий и Воскресенский — были кладбищенскими, то вот с часовней Ксении Петербургской всё обстоит не так просто.
Дело в том, что это культовое сооружение можно и нужно рассматривать  как гробницу-усыпальницу упомянутой святой.
Ведь мощи последней находятся под спудом (то есть погребен под землёй) внутри часовни.
Но что интересно:  на Смоленском кладбище в своё время нашли последнее пристанище ЧЕТЫРЕ женщины, отнесенные Русской Православной Церковью к лику святых: Блаженная Ирина, Блаженная Анна, Мария Гатчинская (спустя какое-то время её мощи перенесли в собор святого апостола Павла в Гатчине) и Ксения Петербургская.
Но только последняя удостоилась чести возведения над своей могилой часовни.
Житие блаженной Ксении, проведшей в юродстве 45 лет и скончавшейся то ли в конце XVIII, то ли в самом начале XIX века, практически не известно, и вся история её жизни строится на народных преданиях, активно начавших появляться в 40-е годы позапрошлого века.
Дата её смерти достоверно не известна, но считается, что она последовала не ранее 1786 года – именно в этот год началось строительство церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище.

А, согласно преданиям, именно для постройки этого кладбищенского храма блаженная Ксения по ночам таскала кирпичи. Правда, не совсем понятно где она их брала?…
После кончины Ксения Блаженная была передана земле на упомянутом кладбище. Почитание верующими этой женщины было столь велико, что в 30-е годы XIX века над её могилой была установлена небольшая часовенка.
По некоторым данным это была небольшого размера постройка из цокольного камня, имевшая два окошка по бокам и железную дверь с западной стороны. Вход украшала надпись «Раба Божия Ксения» (она была канонизирована лишь в июне 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви).

В 1902 году по проекту Александра Александровича Всеславина, архитектора, работавшего обыкновенным техникой питерской Городской управы, вместо маленькой часовенки была возведена большая каменная.
Это сооружение в псевдорусском стиле.
Этот стиль возник в русской архитектуре конца XIX — начала XX веков, это использование традиций национального зодчества допетровского времени, русского народного искусства, а также отдельных элементов византийской архитектурной стилистики.
Крупное каменное сооружение, квадратное в плане, несёт что-то типа низкого полуяруса, меньшего, чем основной объём, размера, декорированного имитацией кокошников. На этом полуярусе установлен квадратный, ещё более уменьшенный размерами, «пьедестал», декорированный круглыми окнами. И как раз этот конструктивный элемент завершён высоким чешуйчатым восьмигранным шатром с имитацией люкарен по сторонам света.

На вершине шатра, на низеньком граненом барабане установлена главка- «луковка» с крестом.
Три фасада часовни, за исключением западного, оборудованы трёхчастными арочными оконными проёмами, имеющими килеобразное завершение, разделенными полуколоннами.
Обратите внимание на колер, в который выкрашены стены часовни — он двух оттенков зелёного. И это не случайно: дело в том, что зелёный и красный (красная юбка и зелёная кофта, либо наоборот — зелёная юбка и красная кофта — цвета военного обмундирования безвременно усопшего мужа блаженной) являются иконописными цветами Ксении Петербургской.
Ксения Петербургская
Альбина Голованчикова

Светом дивным сверкает часовня,
К нашей Ксении толпы стоят,
Чтоб коснуться стены, хоть условно,
Поздороваться с ней все хотят.
А она нам — защита и гордость,
С ней причастны и мы к той судьбе,
Где столетья назад в своей скорби,
Взяла имидж БЛАЖЕННОЙ себе.
С ней летает Божественный ангел,
Он над ней свои крылья простёр,
Мегаполиса славный Архангел,
Разжигает на небе костёр.

Чтоб согреть одинокие души,
И надежду в любви подарить,
Ксенья наша, условность порушив,
Продолжает наш город любить.
В той далёкой войне, и кровавой,
Если вдруг, попадалась в пути,
Как Святая, России державной,
Помогала от смерти уйти!
И теперь бережёт славный Питер,
Защищает от напастей всех,
На Смоленке родная обитель,
Все года ей приносит успех.

У Святой нашей Ксеньи Блаженной,
Над часовней светлы небеса,
От вселенской любви, самой верной,
Вырастают у туч паруса.
И в мороз и в дождливую слякоть,
Над часовнею солнышка лик,
Прекращают прихожие плакать,
Чтоб узреть волшебства этот миг.
К ней приходят с любой неудачей,
К ней приходят с надеждой в любви,
Пишут в письмах студенты задачи,
На экзаменах просят спасти…

Едут : в Питер к Смоленке , в обитель,
Отовсюду, в ком вера крепка,
Не собьет прихожан искуситель,
Ведь любовь к ней у них на века.
Шепотком, сообщая на ушко,
Скольким Ксенья уже помогла,
Оставляют записки послушно,
Как велела людская молва.
Загорайся заря над часовней,
В праздник Питерской Ксеньи Святой,
К ней идут за судьбой своей новой,
Все уходят довольны собой!

Подробности

Дата:
6 февраля