«Там на неведомых дорожках» путешествие в Сергиевский парк.

25.11.2023
День чудесный, настроение у всех отличное, но что-то пошло не так. Долго ждали автобус, опоздали на электричку.
Время зря не потеряли, успели прогуляться по парку Сосновая поляна.

Сели на «Ласточку», Саша счастлив — едем не на «ведре».
Прогулка по Сергиевскому парку начинается.
Сегодня это место не туристическое. Парк и усадьба хранят горькие воспоминания о былом величии, но это не умаляет живописности местности и ее старинного очарования.

Земля эта с петровских времен в качестве дачного участка принадлежала по очереди:
— сыну Петра Великого царевичу Алексею,
— его сыну Петру Алексеевичу, будущему Петру Второму,
— бывшему денщику Петра I графу Александру Ивановичу Румянцеву,
— его сыну фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому,
— его сыну Сергею Петровичу Румянцеву,
— обер-гофмаршалу Кириллу Нарышкину,
— императору Николаю I,
— его дочери Марии с мужем Максимилианом герцогом Лейхтенбергским,
— их потомкам,
— Совнаркому,
— Ленинградскому —  Петербургскому Государственному Университету

Название Сергиевка приклеилось почему-то по имени третьего Румянцева — Сергея Петровича.
Он был важный господин, но не достойней остальных.
Участок он продал придворному вельможе Нарышкину, тот возвел новые постройки, разбил парк, открыл его для всех желающих и повесил на входе пригласительную табличку.
Но через некоторое время оказался в опале и уехал с семьёй за границу. Вернулся через 8 лет и вскоре умер. 

Наследник, испытывая финансовую нужду, попросил доложить Государю, что не прочь продать свою дачу.
Николая Первого заинтересовало выгодное предложение. Император спешил: через полгода должна была состояться свадьба его любимой дочери с герцогом Лейхтенбергским, и он хотел сделать ей свадебный подарок.

Любой парк – это, прежде всего насаждения. Нет насаждений – нет парка или сада.
Садово-парковое искусство — один из наиболее сложных видов искусства.
С древних времен сады и растения посвящались богам.
Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века.
Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили и приемы.
Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт».
В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств.
Посмотрите, какая красота вокруг! 

День рождения Деда Мороза отметили и Зимушка не заставила себя ждать.

Уникальный природный ландшафт способствовал строительству самых разнообразных малых парковых форм – многочисленных лестниц, гротов, арочных мостов с каскадами, причудливых каменных плотин.

 

Николай 1 стремился создать для любимой дочери «райский уголок» земли, поэтому в обустройство усадьбы вкладывались немалые средства и привлекались лучшие мастера архитектурного и ландшафтного проектирования. 

В планировке парка участвовал знаменитый садовый мастер П.И. Эрлер, один из создателей ансамбля пейзажных парков Петергофа.  
… Парк и по сей день, не смотря на некоторую запущенность, прекрасен и таинственен.
Кажется, за каждым поворотом ожидает что-то необычайное.

Сады и парки – произведения ландшафтной архитектуры – памятники культурно-исторического и социально-культурного наследия. Парк, который мы посетили  — пейзажный или английский тип парков.
Существует три вида парков: Французский — всё точно вымерено, подстрижено…
Английский пейзажный – черта этого парка – сооружения и павильоны открываются зрителю внезапно.
Сооружения застигают врасплох.
Английский домик на берегу озера вызовет самые разные ассоциации.

3 тип – террасный, итальянский.

В этом парке была создана особая дренажная система, даже в самый сильный ливень – дорожки не заливало. Высыхали буквально сразу после дождя.

 

Что напоминает это дерево?…

Вспомнили знаменитую поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», пусть и не всю, но уж первые её строки, точно.
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…»

Да, время романтических героев не кануло в лета.
Нет-нет, да и встречаются иногда в уголках парка пушкинские персонажи.
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…»

Интересно, за кого выходят замуж русалки? Думаю, не за леших, это уж точно.

Сложный, со значительными перепадами уровней, пересеченный глубокими живописными оврагами рельеф местности, необычен для окрестностей Петербурга. Два ручья по ложу оврагов спускаются от прудов вниз к Финскому заливу, сливаясь перед впадением в его воды в общий поток.
На одном из ручьев, в настоящее время можно насчитать шесть каменных мостиков-плотин разной формы, поражающих красотой и совершенством инженерной мысли.
Как утверждают исторические источники, первоначально их было значительно больше.

Существует достаточно большое количество всяких мегалитических голов.
Головы стоячие, лежачие, закопанные, откопанные,  всё это грандиозно смотрится…

Кому было нужно вырезать такие огромные головы?

Раз уж мы вспомнили сказочное и волшебное произведение где, помимо учёного кота, богатыря Руслана и девицы Людмилы, у классика присутствует ещё масса не менее интересных персонажей.
Перечислять всех не стану, остановлюсь на одном:
«Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она…»
Вспомнили? Конечно, то была «Живая голова».

В тёмном-тёмном лесу Ленинградской области
Лежит тёмная-тёмная…голова.
И эта голова – вот!


Нас интересует голова, торчащая из земли, которая лежит в парке усадьбы Сергиевка. Единственный охранник усадьбы.
Мы возле уникальной скульптуры… Это громадная гранитная голова-валун с бьющим у самого ее основания родником.
Она как бы вырастает из склона, ведущего в овраг. Черты массивного каменного лица поражают своей выразительностью –четко и лаконично очерченные, властные, они несут в себе печать величья и глубокой печали. 
Быть может, именно таким предстал этот памятник почти два века назад перед Пушкиным, и в поэме «Руслан и Людмила» появился волшебный сюжет, навеянный впечатлениями от увиденного…

У неё — целых четыре названия. Называют «Старик», «Голова Адама», «Голова Самсона», «Русич»
Есть впечатление, что голова под землёй целиком спрятана?
(Скорее всего нет – потому как щека и одна ноздря не доделаны… видимо вырубалось всё прямо тут, на месте.
Мастер понял, что запорол свою работу, и бросил её. (Так что это не мегалитическая голова…)

История этой головы на самом деле никому не известна. Никто не знает, откуда она здесь, зачем и что олицетворяет.

Гипотез и легенд несколько:
1.  Для памятника шведскому королю Карлу I. Шведы её тащили к морю на корабль, не дотащили и бросили.

2.  Местный мужик-каменотес с Петергофской гранильной фабрики взялся сделать скульптурный портрет Петра I, который был крестным его сына (дочери). Недоделал и бросил.

3.  Изготовлена около 1800 г. по заказу Павла I, архитектор Франц Броуэр.

В 1818 году молодой Пушкин побывал здесь, впечатлился Головой, и сочинил известный эпизод в «Руслане и Людмиле».

  Послушай,   Убирайся прочь… Я спать хочу,  Теперь уж ночь.

Изначально, на этой голове стояли не мы…
Здесь крепился большой металлический шлем, и доказательство этому — отверстие, которое находится на переносице…видимо, на этом месте он крепился.

Но чьим же изображением на самом деле является удивительная скульптура из цельного камня?
Вероятнее всего, нам никогда не удастся узнать истинное название и первоначальное предназначение удивительного памятника.

Когда-то здесь кипела хозяйственная жизнь, конюшни были полны лошадей, и утром, как только всходило солнце, всё наполнялось их шумом.
Сегодня уже не встретишь в парке прогуливающихся верхом посетителей, граждане предпочитают выгуливать собак.

За маленьким дворцом в Сергиевке исторически закрепилось название «Дворец Лейхтенбергских».

Андрей Иванович Штакеншнейдер на высоком холме Сергиевского парка воздвигнет дворец в стиле позднего классицизма и ещё массу других построек. В те годы в моде было всё античное, «помпейское».
Двухэтажный дворец напоминает римскую виллу, окруженную портиками.

Штакеншнейдер построил дворцы для всех детей Николая I.
Это Новомихайловский дворец на Дворцовой набережной.
Это Николаевский дворец для Николая Николаевича — пл. Труда.
Архитектор был засыпан заказами и невероятно как он справлялся со всем этим. Был виртуозом рисунка, черчения. Карандаш у него летал по бумаге. Великолепно передавал стиль и лучше всего у него получались необарочный (дворец Белосельских –Белозерских) и неопомпейский (Сергиевский).

И чтобы ощутить дух времени, достаточно, просто обойти вокруг дворца.
Столовая и кухня дворца нас уже мало интересовали, а вот глыбы снега приводили в восторг.

Время пробежало незаметно, а нам ещё предстояло найти телефон, потерянный Иринкой.

Ирина уже попрощалась со своим телефоном и обдумывала, как сказать об этом маме…
Я не надеялась, что на «перепаханном нашими ногами, снегу можно что-то найти вообще.
Но хорошо, когда на свете есть друзья… главный сыщик Ариэль телефон отыскал.
Посмотрите на лицо Иринки.

Вот оно счастье, телефон снова у хозяйки.

День удался! Благодарю всех!